Nepal (1)

Кратко:

маршрут: Anapurna Trekking Circuit
когда: 26.03.2010 - 12.04.2010
кто: Света (24 года) & Толя (25)
как: СПб - Москва - Абу-Даби (ОАЭ) - Дели (Индия) - Катманду (Непал) - Дели - Абу-Даби - Москва - СПб
сколько: перелет туда-обратно: 28 т.р. /  чел.

Перелеты:

Туда: до Дели летели Etihad Airways - один авиа-перевозчик, а значит, никаких проблем. Но вот Дели - Катманду - уже посложнее: мы летели Jet Airways - авиа-компания другая, а значит, надо снова чекиниться, а это Индия, и визы индийской, естественно, нет (ну кто ж ее делать будет ради транзита...). Такая ситуация в Индии частая и индусы тут все продумали: каждый самолет встречает индус и интересуется нет ли здесь пассажиров с транзитом, если таковые пассажиры есть, он просит их собраться в кружочек и ждать его указаний. Когда группа соберется, заботливый индус переписывает паспортные данные всех пассажиров и их следующие рейсы и провожает их в транзитную зону (довольно большая по площади, чистенькая, есть кресла, есть лежаки [хотя многие предпочитаю спать на полу на собственной пенке], одна кафешка) . После чего индус уходит и примерно за полчаса до вашего вылета (так было у нас) 'ваш индус' начинает ходить по транзитной зоне, выкрикивая ваше имя - тут главное не проморгать =) - и найдя вас, вручает вам ваш билет. Как сказано выше, тут важно держать 'ушки на макушке' и еще желательно зарегистрировать багаж  изначально сразу до Катманду (если этого не сделать, заботливые индусы и тут разберутся, но, как известно, риски лучше минимизировать...)
Обратно: ровно та же самая история

Приготовления к поездке:

маршрут:
  • естественно мы прочитали тучу всевозможных отчетов и статей (честно говоря, радуют в основном англоязычные - ну не находим мы емких русскоязычных отчетов =( ); краткую выжимку распечатали и взяли с собой
  •  купили гид по Непалу от Lonely Planet (не устану повторять - очень и очень люблю эту серию)
здоровье:
  • никаких обязательных прививок для поездки в Непал не требуется (потому мы ничего и не делали);
  • наш треккинг предполагал перевал высотой 5400 м., а это уже довольно высоко и тут нужна специальная подготовка: 
  1. естественно, акклиматизация перед подъемом - о ней в ходе рассказа о самом треке 
  2. тренировки - мы ходили в зал + плавали в бассейне
  3. медикаментозные препараты (прочитали статью об адаптации к гипоксии в условиях высокогорья, впечатлились и в точности последовали рекомендациям - коротко см. здесь) - результат: адской горняшки не было, только на 4500 м. у меня побаливала голова, но таблетка аспирина быстро помогла
снаряжение:
что, на наш взгляд, из 'не совсем обычного' стоит взять с собой:
  1. треккинговые палки (для меня обязательная вещь - помогает на подъемах, спусках, ускоряет при ходьбе по ровной местности)
  2. гидратор - жарко, пить хочется и хочется много, в руках треккинговые палки - бутылку каждый раз доставать/ открывать неудобно - тут гидратор весьма кстати
  3.  * 'Бин Гей' от Pfizer - спортивная мазь, спасает мои ноги при больших нагрузках
  4.  * knee support (наколенники) - опять же спасают ноги
из обычного:
  1. спальник (даже если вы ночуете в tea-house, он все равно нужен - в этих домиках довольно грязно; на высоте еще и холодно - мой пуховый спальник на -5 был в самый раз)
  2. палатка - скорее всего не пригодится (на нашем маршруте tea-house были расположены довольно плотно)
  3. горелка + кастрюлька, еда - опять же мы кушали в tea-house, с собой брали только на перекус - орешки, мармеладки
  4. одежда - тут надо рассчитывать на +20 (Катманду) - -10 (перевал Thorung La)
  5. солнцезащитные очки и крем (я без него никуда и только с фактором защиты 50+)
  6. мешки для транспортировки рюкзаков - вероятно, где-то вам придется передвигаться или на автобусе или на джипе - а в них вещи просто сваливают на крышу и перевязывают стропами, потому в таких случаях ваши новенькие туристические рюкзаки лучше всего надежно упаковать
  7. аптечка
  8. фонарики - темнело где-то в 19.00

Что еще стоит знать:

для прохождения трекков в Непале нужно оформить специальный пермит и именную карточку (TIMS Card), что стоит в районе 2,000 непальских рупий за пермит и 20$ за TIMS Cards
Не оформить не получится - почти в каждом относительно крупном городе есть свой пропускной пункт, где все это будет проверено, а ваши данные внесены в специальный журнал - наверное, это делается еще и в целях безопасности - чтобы понимать, хотя бы в каком районе вас искать в случае чего...

Ну все, будем считать, что мы полностью экипированы, подготовлены и наш самолет приземляется в Катманду... воскресенье... на часах ~14.00
Куда дальше? Дальше ничего не забронировано - все решения принимаются по обстоятельствам...
Еще в Питере мы решили, что пойдем трек Annapurna Circuit - это круг вокруг массива Аннапурна с рекомендованным стартом в деревеньке Bhulbhule, куда в свою очередь можно добраться из другого города - Покхары - очень крупного туристического города или прямо из Катманду. Значит, нам нужно как-то добраться до Bhulbhule... Еще мы помним о пермите и TIMS Card . Надо действовать... мы понимаем, что самим, не освоившись в стране, быстро это сделать довольно сложно, а времени у нас мало и решаем обратиться в туристическую фирму, коих много на выходе из аэропорта. Разговариваем с представителями нескольких фирм (тут стоит сказать о языке - да!!! - все непальцы, представители туристической сферы, говорят по-английски!!!), выбираем - договариваемся о такси до фирмы, отеле неподалеку, пермите, карточках и автобусе до Покхары (также обнаружив, что нам не хочется тащить часть своих вещей - например, 'городскую' одежду для перелетов - договариваемся, что оставим ее в турфирме) - на следующее утро уезжаем в Bhulbhule.

день 1 (to Ngadi)

Автобус стартует в районе 8-ми утра, а где-то в 16.30 мы уже в Bhulbhule. Начинаем трек. Программа минимум дойти до Ngadi, (890 м.) программа максимум - Bahundanda (1310 м.), но темнее быстро и после моих воплей 'никуда я по темноте не пойду, тем более с подъемом в 400 м. без подготовки' мы остаемся в Ngadi. Тут стоит заметить, что деревень с названием Ngadi на пути путешественника будет много - местные жители с честными глазами будут вас уверять - 'это Ngadi точно' - не верьте - сначала ваш путь лежит через 'ложные' Ngadi и только последняя - настоящая. Как дойти - да просто не поддаваться искушению остановиться через 30 мин. трека - надо прошагать около полутора часов. Приходим - выбираем 'отель' - ужинаем и ложимся спать в районе 20.00.

На протяжении всего трека мы ложились в среднем в 20.00-21.00 - повторюсь, темнеет и 'холодеет' рано, да и светает и 'сильно теплеет' тоже рано - так что стоит пораньше ложиться и пораньше вставать. Мы вставали в 6.00 и в 7.00 начинали трек. Часов в 10.00 мы добирались до следующей деревеньки, где плотно завтракали, с 14 до 16 - было мое законное время отдыха и обеда - это самое жаркое время и идти в горах под палящим солнцем довольно сложно. Потом снова небольшой переход - к часам 18.00 мы старались прийти на место следующей стоянки - новую деревеньку. В принципе мы двигались также как и предполагает стандартный маршрут по дням - единственное - первые четыре дня мы прошли за 2 - но потом, на высоте, я решила не рисковать и действовать по 'проверенной многими людьми инструкции' =)
Как выбирался отель - просто - если нравится хозяин и более менее чисто - оставались - где-то вычитали, что самые приличные отели находятся в конце деревни - туда в первую очередь и заходили. Что такое отель на маршруте? - в основном это комнатка, где расположено 2 кровати + тумбочка, естественно никакого белья - кладешь пенку - залезаешь в спальник - вот тебе и мягкая кроватка =) общий душ и туалет, горячей воды в основном нет - где-то можно попросить за отдельную плату согреть ведро воды. О ценах: сложно вспомнить и вводить в заблуждение не хочется - но почему-то всплывают цифры в 120 непальских рупий ( 2 доллара сша) за номер на двоих. но тут не ручаюсь на 100%

день 2 (Ngadi - Tal)

Встаем рано - одними из первых, кто заночевал в Ngadi; кушаем еще в темноте - когда светает - выходим. По стандартному плану сегодня мы должны пройти до Syange. Но идем мы бодренько и приходим в Syange уже где-то к 10.00 утра. Высоты небольшие - всего 1100-1300 м. Идем по правому берегу речки, вокруг ухоженные террасы, усердно работающие люди...
(Поразило - непальцы удивительно работящие люди - с утра до вечера куда-то идут, что-то собирают, что-то несут - и все это на себе, собой - ну нет у них навороченной техники... Видели как дороги строят буквально одной киркой и лопатой, как семьями сидят и долбят большие камни на маленький гравий молоточками. Территория горная - ну нету во многих местах автомобильных дорог - а продовольствие-то как-то поставлять надо - для себя, да для туристов - и тут все своими ногами - нагрузят осликов и в путь. И так по несколько раз в день - туда-обратно)



'Отланчевали', а так как время было еще раннее, мы решили продолжить наш маршрут и пойти в Tal (1700). По расчету путеводителя этот путь должен был занять у нас около 5,5 часов - но сколько получилось на самом деле не помню - со всеми обедами и передышками пришли на место около 17.00. Tal - приятный поселок, расположившийся на озере, как и следовало ожидать из названия. Запомнилось, что в тот день в Tal было ну очень много осликов - их собрали на главном поле (наверное центральная площадь), а те радостно звякали прикрепленными бубенчиками. Звякали так радостно, что это в основном и запомнилось о поселке, хотя путеводитель утверждает, что там есть на что посмотреть - это и Mani Wall,  и церквушка.


день 3 (Tal - Chame)

В этот день мы снова 'повтыкали' и дошли сразу до Chame (2670). Chame - довольно крупный туристический пункт - там даже можно приобрести теплые носочки, кофточку, шапочку - если что забыл. Лично я так перепугалась предстоящего холода, что не удержалась и купила флиску - потом она меня сильно выручила при прохождении перевала =). Перед входом в город - первый пропускной пункт (там проверят ваш пермит и запишут вас в журнал посещений - кто и когда просматривает этот журнал, можно ли найти по нему следы потерявшегося путешественника - не понятно... но процедура сия обязательна)
Tourist Check Point
Пожалуй, именно в Chame был самый теплый и чистый ночлег - там мне даже удалось помыть голову теплой водой!!! В Chame мы наконец-то увидели Mani Wall, покрутили молитвенные барабаны:
Mani Wall

В Chame же мы увидели первые заснеженные вершины:

день 4 (Chame - Ghyaru)

И снова мы не ищем легкий путей... что нам 4-ех часовой путь до Lower Pisang - слишком просто - мы решили махнуть через Upper Pisang в Ghyary. Адски тяжелый подъем в 500 м. в самое пекло - но оно того стоило!!!
Приз достоин победителя:


день 5 (Ghyaru - Khangsar)

Первая половина дня проходит без сильных перепадов высот - мы скорее даже спускаемся - идем из Gyaru (3670) в Manang (3540). Проходим через поселок Ngawal -Ngawal запомнился непальскими ребятишками - одетыми во что-то похожее на школьную форму, с рюкзачками:

Тут, поодаль от центральных поселков маршрута, дети совсем другие - они не пристают к путешественникам, не клянчат конфеты, деньги за фото (как это делали дети в начале и конце нашего пути) - а искренне смотрят в объектив фотокамеры, смотрят вперед, в свое непростое будущее (как хочется, чтобы им жилось хоть чуточку легче, чем их родителям!!!)
Дальше Manang - последний из относительно крупных городов перед перевалом Thorung La - многие туристы остаются в этом городке на несколько дней для акклиматизации. От города отходит несколько акклиматизационных маршрутов, цель которых днем забраться повыше и спуститься обратно на ночевку в Manang (золотое правило альпиниста - ночуй на меньших высотах). Тут же есть и поликлиника (коих на маршруте очень и очень мало) и даже проводятся лекции, посвященные горной болезни, как говорится 'что это за тварь и как с ней бороться'. Естественно есть и храм, и Mani Wall...
Mani Wall

Но мы-то не халявили и шли в Manang через верхний Pisang, а значит, уже вполне себе акклиматизировались - потому мы решили продолжить путь дальше, но не прямиком на Thorung La, а пойти полюбоваться на Tilicho Tal (4920) - уж очень красиво описывал это озеро путеводитель. То ли таких желающих не так много, то ли мы дорогу не нашли - но шли мы до Khagsar каким-то настоящим лесом, перебирались через речку по какому-то странному мосту (мы шли по правому берегу, если смотреть по течению реки, возможно на левом берегу куда более приятная дорожка). И вдобавок не так далеко от Manang наткнулись на стаю огромных птиц (наверное, больше меня). Было очень страшно - но делать нечего - прокрались на цыпочках мимо =).


Где-то около 5-ти мы  были Khangsar. Туристов кроме нас там, похоже, больше не было, зато был футбольный матч (и это на высоте 3734 м. - вот куда надо засылать наших футболистов, чтоб играть научились)


день 6 (Khangsar - Tilicho Base Camp)

Путь до Tilicho Base Camp - узкая постоянно осыпающаяся тропинка. Судя по надписям 'Thanks!' (видимо, God) - это действительно опасный участок маршрута.

Slide Area

Tilicho Base Camp (4150) - всего один 'отельчик' на номеров 15 и все... - ни одного жилого дома (ну не растет выше 4000 м. картошка, что ж тогда здесь делать?)... только 'персонал отеля' и яки, много яков. Я кстати всегда очень радовалась осликам и якам - мне казалось, если зверюга способна здесь жить - и я смогу. В Base Сamp встретили еще 3 пары путешественников - договорились встать в 5 утра и поползти вместе на озеро. Это была первая тяжелая ночь для меня - холодно, голова от нехватка кислорода болит - выручает аспирин + мармеладки, привезенные еще из Питера. Еще запомнилась реклама местного развлечения - предлагается покататься на осликах по 'сыпучке' - Funky-Donkey =)


день 7 (Tilicho Base Camp - Yak Kharka)

Как и положено, поднялись в 5 - поползли при свете фонариков. Высоко - ползется тяжело... И тут я сдаюсь - решаю идти обратно еще и причину придумываю - мол забыла рукавички и без них не могу. Стыдно, глупо, как-то 'по-тряпочному'... но озеро мы так и не увидели. Вернулись - пошли дальше - снова какими-то окольными путями - через лес, через речку, прошли через заброшенный город, и часов за 7 мы добрались из Base Camp в Yak Kharka - как-то разом и силы у меня появились на такое путешествие. Вот что такое трусость...


день 8 (Yak Kharka - Thorung Phedi)

Это был самый короткий путевой день - всего 1.5 часа и к 11 мы уже были в нашем последнем пристанище перед перевалом. Thorung Phedi - всего один 'хостел' комнат на 20-30 - показался даже немного более современным, чем все остальные. Там и меню поразнообразнее - можно было даже попробовать мясо яка (стоит отметить, что на всем маршруте с мясом туго - vegetable-egg-fried rice - вот основное блюдо непальского путешествия) и выпить пива. Но делать там особо нечего - все, кто завтра штурмует перевал набились в большую столовую, кушали, играли в карты, читали, вели записи в дневниках - и так весь день... Чувствуешь себя тоже 'не айс' - от высоты (4450) болит голова, живот и вообще очень и очень холодно.
Thorung Phedi

день 9 (Thorung Phedi - Muktinath -Jomosom)

Вот и настал день X - день покорения Thorung La Pass (5416 м.)!!! Встали вместе со всеми в 4 утра, вышли одними из первых в группе, при свете фонариков, за часа полтора добрались до High Camp (4925), отогрелись горячим чаем. Побрели дальше... Было дико холодно - я одела 2 термобелья, купленную ранее в Непале флиску, ветровку... две пары руковичек и мне было холодно (хотя может, больше страшно - страшно ведь я никогда не поднималась так высоко). Один шаг - три вдоха - особо не разбежишься... но стоит заметить, что я передвигалась довольно медленно по сравнению с остальными штурмовавшими перевал (наверное, снова страх, инстинкт самосохранения)... Хотелось пить - а вода в гидраторе замерзла - стала грызть гидратор =) Шаг за шагом - к 9.30 добрались!!! Снега по дороге было очень мало - мне было комфортно в кроссовках Ino8 и теплых носках.
Подъем дался мне нелегко
Thorung La Pass
Пофотографировались и стали спускаться вниз. Вот тут нам не было равных - мы спускались быстрее всех - ни впереди, ни сзади никого не было видно - даже иногда казалось, что мы идем не той дорогой. На радостях, что самое страшное уже позади и можно вернуться на родные 3-ёх метровые высоты живыми, во мне проснулся пропеллер и я буквально сбегала вниз, помогая себе трекинговыми палками. По дороге встретили одинокого путешественника, который штурмовал перевал с другой стороны. Уж и несладко ему пришлось, наверное: ему нужно было подняться из Muktinath (3760) до перевала (5416) и только потом спуститься до High Camp, а встретили мы его около 11.30. Одним словом -  рисковый товарищ! Еще из прецедентов: французская девочка (наша ровесница), потерявшая ощущение пространства от нехватка кислорода. В итоге она ничего и не увидела - ее под руку провел гид их группы - сразу через перевал на приемлемые более низкие высоты.

Не доходя немного до Muktinath набрели на милое кафе. Какая же вкусная там была Coca-Cola!!!
Muctinath! Muktinath - довольно крупный город, в нем находится какой-то очень важный Temple. Об этом нам сообщила женщина, приехавшая с экскурсионной группой на автобусе с одной лишь целью посетить этот удивительный храм. Лично с меня впечатлений на день было достаточно, потому мы проигнорировали культурную программу, чем сильно потрясли женщину =)
В Murtinath,примкнув к какой-то небольшой группе туристов, мы поместились в джип и поехали прямиком в Jomosom.

Путешествие на джипе - отдельная история - мне казалось я оттуда выйду со сломанными костями... но все обошлось =) Что важно? Важно не забывать носить с собой большие мусорные мешки для оборачивания рюкзаков в автобусах, джипах. Весь груз (а  порой и людей) непальцы перевозят на крыше транспортного средства, кидая все, что не попадя в одну кучу. Так что рюкзак надо потуже затянуть (чтоб по пути ничего не вывалилось) и получше обернуть, ну и послеживать, чтоб не выпал по пути =)
Jomsom - город еще крупнее Muktinath - тут есть даже аэропорт (можно долететь до Покхары). Собственно именно из-за аэропорта на него и пал наш выбор - мы планировали заранее купить билеты их Покхары в Катманду, а на сэкономленное время еще погулять по горам. В Jomsom куча различных 'тур-агентств' - предлагающих booking билетов (Почему не забукить билет самим через интернет? - так нету в Непале интернета, как и роуминга - звонили домой со стационарных телефонов, которые можно найти далеко не в каждом городе). Выбрали понравившегося дядечку - он выписал нам билет (около 100 $ за каждый), а также предложил остановиться на ночлег в отеле его жены (цены по другую сторону перевала несколько выше - да и народу тут побольше + наличествует асфальтированная дорога и автобусное сообщение). Мы согласились - день был тяжелым и особенно выпендриваться не хотелось - хотелось спать!

день 10 (Jomsom - Chitre)

С утра на местном автобусе доехали из Jomsom в Tatopani. Мы путешествовали в 2010 году, но уже тогда было понятно, что трекинг от Jomsom не представляет особого интереса из-за построенной дороги, по которой постоянно ездят джипы и пылят!
Местная автобусная остановка
Дальше уже по треккинговой дорожке, что слева по течению реки Ghar Khola пошли в Chitre, деревушку, что совсем недалеко от более крупного города Ghorepani. В Ghorepani мы намеренно не пошли, т.к. на следующий день у нас был запланирован подъем на Khopra Danda. По дороге в Chitre проходили много маленьких деревушек; наблюдали за бытом местных жителей:

день 11 (Chitre - Khopra Danda)

Это был день ну прям очень тяжкого трекинга для меня: снова пришлось карабкаться на 3500+ (если быть точным, то на 3700). В добавок, трек на Khopra Danda не очень популярен, потому плохо размечен, как на местности, так и на карте.
Мы изначально пошли неправильным путем, правда поняли это не скоро (думали так и надо), и навигировались исключительно по собственным ощущениям (в то время у нас еще не было gps). Временами я начинала обдумывать план ночевки под открытым небом. Только под вечер мы наконец увидели силуэты refuge на вершине. Как только видишь цель, идти становится как-то легче, откуда-то появляются новые силы =). Еще час и мы добрались до refuge; как раз вовремя, так как начало темнеть и резко похолодало.
В refuge оказалось еще около 10 путешественников. Ночью по тому, как некоторым из них было плохо, мы поняли, что это многие только начинают свой трек. Видимо, они не успели акклиматизироваться на более низких высотах, а сразу, нерадивые, полезли на 3700. Известно же, что максимальный набор высот в день не должен превышать 900 метров.

Про природу... В апреле в этих местах удивительно красиво. Тут распускаются rhododendron trees и все вокруг пестрит розово-сиреневыми красками:
 

день 12 (Khopra danda - Ulleri)

Обратно мы шли как раз той дорожкой, которой предполагалось идти вверх.
Так выглядит 'правильный' поворот на Khopra Danda
Довольно быстро без всяких плутаний мы спустились в Chitre и оттуда через Ghorepani пошли в сторону Pokhara. Оценив нашу среднюю скорость мы разделили дорогу на два дня и решили остановиться в Ulleri.

день 13 (Ulleri - Nayapul - Pokhara)

Встали пораньше и потопали в Nayapul, чтобы там сесть на автобус и поехать в Pokhara. Товарищ из гостиницы в Ulleri поделился примерным расписание автобусов, на которое мы и ориентировались. Мы особо не волновались, т.к. у нас в запасе перед вылетом в Khatmandu был еще целый день, который при хорошем стечении обстоятельств мы планировали провести в Pokhara, ну а в не очень - в Nayapul. Все сложилось прекрасно и уже вечером мы были в туристической столице Непала.

Дальше...

... мы отдыхали, гуляли по городу, бродили по магазинам (я просто влюбилась в непальские шарфы с машинной вышивкой; конечно же привезла с собой и с удовольствием ношу вот уже 5 год).
Потом был самолет в официальную столицу. Самолетик - малюсенький: с каждой стороны было всего по 1 месту. Запомнилось, что пилотом была девушка, а на борту с нами летел таракан (полз прям над головой напротив сидящего товарища).

Обратно тем же путем через Индию, с теми же хитростями с багажом и трансфером.
Улетая, думала - все больше никогда сюда не вернусь, никто и никогда не заставит меня забраться на 5000. И что вы думаете? Через 2 года я снова штурмовала новый 5000+ перевал в Непале. Но это уже совсем другая история, которая coming soon.

Translate